понедельник, 5 мая 2014 г.

Начало учебы

И снова по мотивам многочисленных вопросов телезрителей пришла пора описать учебный процесс в университете Германии.

1. Когда начинается учеба?
Германские университеты осуществляют набор студентов 2 раза в год. Соотвественно, летний семестр начинается в апреле, а зимний в октябре. Учеба продолжается до конца июля, затем наступают официальные летние каникулы, которые длятся 2 месяца - август и сентябрь. В октябре начинается новый семестр, в течении которого есть 2 перерыва - рождественские каникулы и пасхальные каникулы, которые длятся 2 и 1 неделю соотвественно. После пасхальных каникул снова наступает летний семестр.

2. Когда экзамены?
В этом вопросе и заключается вся хитрость. Как я уже писала выше, официальная продолжительность летних каникул - 2 месяца. Под понятием "официально" подразумевается отсутствие лекций в этот период. А вот экзамены могут быть назначены в любое время, в том числе и в период каникул. Я бы даже сказала - обычно экзамены назначаются в период каникул, как будто для того, чтобы дать студентам возможность лучше подготовится.

Наверное, в этом есть смысл. Но лично меня такой подход не устраивает, так как отпуск, на мой взгляд, это святое, и жертвовать своим личным временем мне не хочется. Но с другой стороны, как и всё в германской системе образования, экзамены не являются обязательными. Ну то есть, чтобы получить диплом, конечно, нужно сдать экзамены. Но никто не заставляет выбирать те экзамены, которые назначены, например, на период моей поездки в Россию.

Так как в Германии все планы и расписания (в том числе, расписания экзаменов) известны за много месяцев вперед, то это позволяет довольно легко ориентироваться, какие предметы и экзамены я собираюсь сдавать в этом семестре, чтобы не навредить своем планам на отпуск.

3. Сложно учиться?
Нет. Учиться не сложно, по одной простой причине - все предметы я выбираю самостоятельно. Если предмет (или преподаватель) не нравится, можно отказаться от этого предмета и выбрать что-то другое.

Многие иностранные студенты возмущаются таким подходом, но лично мне это очень даже нравится. Это то, чего мне не хватало во времена моей первой (ну или какой там по счету) учебы. Сразу вспоминаются такие личности, как Костюк и Росошек - самые любимые преподаватели факультета Информатики, на лекции которых всегда хотелось забить, что я, в общем-то, и делала.

В случае с немецкой системой образования такие проблемы исключены, так как выбор лекций - исключительно мой собственный выбор, и никто не заставляет меня посещать Костюка. Не нравится - и не надо, выбирай что хочешь.

Другим плюсом является то, что составление расписание тоже зависит только от собственных пожеланий. Например, я составила свое расписание таким образом, что по сути я учусь только 2 полных дня в неделю - понедельник и чеверг. Во вторник и среду у меня только по 1 лекции, а пятница полностью свободна, что позволяет увеличить продолжительность выходных, что особенно удобно в случае поездок куда-нибудь, например, в мой родной город Хайделберг.

4. Как выбирать предметы?
Каждая специальность имеет ключевое направления. Моя специальность (Computer Science), по-русски - информатика, имеет следующие ключевые направления:
  • Информационные системы
  • Когнитивные системы
  • И плохо звучит по-русски -
    •  Кибер-физические системы (Cyber-physical systems)
    (Если коротко, то софт, роботы и железо) 
Для начала предлагается определиться с выбором ключевого направления. Моим выбором стали информационные системы. После выбора направления можно определяться с выбором предметов.

Каждый предмет имеет определенную классификацию, и исходя из требований магистерской программы, нужно набрать определенное количество предметов по каждому пункту.
В моем случае (и в остальных случаях тоже) набор предметов такой:
  • 2 предмета по ключевому направлению
  • 6 предметов по специальности
  • 2 предмета по смежной (либо по своей) специальности. В качестве смежной специальности обычно выступают другие специальности факультета. Мой факультет (технический) имеет 3 специальности - Computer Science, Embeded Systems Engineering, Microsystems Engineering. Т.е. помимо моих основных предметов, я могу выбрать, например, программирование микроконтроллеров, которое относится к Microsystems Engineering. 
  • 2 предмета из прикладной области. Для каждой специальности существует свой набор прикладных областей. В моем случае их 8:
    • Биоинформатика
    • Медицина
    • Физика
    • Биология
    • Математика
    • Микроэлектроника
    • Археология
    • и тадам - психология
    Выбор сложный, так как практически ничего из этого меня не привлекает, кроме разве что психологии, раз уж я когда-то начинала свое второе высшее в этом направлении. Но совмещать психологию с информатикой - это странно, хотя с другой стороны, не медицину же мне выбирать. В общем, пока я не определилась.
  • 2 семинара. Результатом семинара является проведение некоторой исследовательской работы по заданной теме. Работа выполняется самостоятельно, без участия преподавателя, в течении всего семестра, по окончанию которой проводится презентация, где нужно предоставить результаты исследования.
  • 1 практика. Собственно то, чем я занималась в Хайделберге. Конечно же, свою практику я буду опять проходить в NEC.
5. На каком языке учеба?
По идее, я поступала на специальность, которая подразумевает обучение на английском языке. Т.е. я могу завершить мою учебу, выбирая только те предметы по специальности, которые преподаются на английском. Но, конечно же, существует целая куча предметов, которые мне очень даже интересны, но они доступны только на немецком. Пока я выбрала только один такой предмет, и надо сказать, это довольно сложно.

Вообще, для обучения на немецком в универе требуют сертификат о знании языка хотя бы на уровне B1. Все, что я могу по-немецки, это как раз ровно B1. Теоретически, имея этот уровень, я способна понимать учебный материал и взаимодействовать с преподавателем. Это теоретически. Но в реальности все немного сложнее. Из лекции я понимаю, может, процентов 30, а вот выражать свои мысли, связанные с материалом лекции, практически не представляется мне возможным. Хотя экзамен разрешено сдавать на английском, но к нему еще надо подготовится, а так как весь материал на немецком, то это вызывает определенные трудности. Не знаю, как будет дальше, возможно, мне придется отказаться от этого предмета, но пока буду пробовать.

С другими предметами у меня не возникает проблем, все ясно и понятно. Иногда возникает путаница с терминами, так как то, что мы учили на математике, по-английски называется по-другому. Но, возможно, благодаря тому, что английский не является родным языком и для преподавателей (они в большистве немцы), то лекции излагаются простым и понятным языком, что позволяет легко воспринимать и обсуждать материал по теме.

2 комментария:

  1. Костюк и Росошек - это страх и трепет! Мне еще несколько лет после окончания универа кошмары снились, что я не сдал сессию и не получил диплом. Потом, проснувшись, постепенно осознавал, что я уже работаю программистом и значит не всё так плохо.

    ОтветитьУдалить
  2. Да, это точно :) У меня несколько лет слова "Алгоритм" и "Трудоемкость" вызывали у меня только желание заткнуть уши. Сейчас вот хожу на лекции Рандомизированные алгоритмы, и там многое построено на основе Костюка, и я с удивлением обнаружила, что предмет-то, оказывается, был интересным.

    ОтветитьУдалить