суббота, 21 ноября 2015 г.

Коротко

Я переехала. Квартиру нашла через знакомых, правда всего на полгода, а потом надо будет опять съезжать. Для Стокгольма - это нормально, здесь вообще проблемы с жильем.

Все-таки приятно жить в центре города, а не в гетто. За неделю я еще ни одного черного не встретила поблизости. Я не расист, но черные районы - это реально жесть.

Гулять можно пешком, а до работы 15-20 минут на автобусе, без всяких пересадок.

Вид из окна моей новой квартиры.


А Стокгольм мне все равно не нравится. Я вернусь в Хайделберг. Не знаю, когда, но вернусь.

четверг, 5 ноября 2015 г.

Про работу

Ну вот. Не спится мне сегодня что-то, поэтому напишу, как мне там в Стокгольме живется.

Сейчас я в Томске. Люблю я все-таки этот город. Всегда приятно возвращаться в родные места. Ну и зима здесь настоящая. Опять же - жить в таком климате я не хочу, но приезжать периодически очень даже не против.


Так вот. Когда я приехала в Стокгольм, все было ужасно. После первой ночи я даже подумывала о том, чтобы взять обратный билет и бросить все нафиг. Потом пришла на работу, и этим разбавила свою полосу неприятностей. Мой начальник - Франческо - сразу сообщил мне, что самая главная моя задача на первое время - это найти квартиру. Я могу тратить рабочее время на поиск вариантов, звонки, уходить на просмотры. Вторая задача - разобраться с бюрократией.

В первый мой рабочий день меня провели по всему этажу и познакомили с каждым человеком из нашей группы. Организация вообще состоит из 500 человек, которые расположены в 2-х зданиях - альфа и гамма, соединенных между собой через зал на первом этаже - бетта. Каждый этаж - это отдельная структруная единица. Для идентификации рабочего места используется номер этажа. Например, когда спрашивают - ты где работаешь? - в моем случае нужно отвечать - альфа-три.

Кроме этого, каждый этаж может иметь несколько отделов, или групп. На нашем альфа-три этаже есть 2 группы. Моя группа - это National Genomics Infrastucture (NGI), в которой имеется 2 команды - bioinfo и lab. В биоинфо работают программисты, которые вообще-то называются биоинформатики, а в лаборатории работают биологи.



Чем вообще занимается организация. Вообще, клевыми штуками - генетическими исследованиями. Один из интересных проектов - изучение ДНК группы мамонтов, вымерших на острове Врангеля 35-40 тысяч лет назад, т.е. это последние вымершие мамонты на Земле. Остров Врангеля до ледникового периода был горой, но после таяния ледников он стал островом из-за затопления большой территории материка. Небольшая группа мамонтов успела там обосноваться. Другие мамонты, спасшиеся на материке, вымерли на 50-100 тысяч лет раньше.

Короче, в здании есть лаборатории со всяким крутым оборудованием, которое предназначено для расшифровки ДНК. Когда приходят образцы ДНК, биологи подготавливают их, добавляют какую-то химию, разливают по пробиркам, производят какие-то еще манипуляции и засовывают в машину для расшифровки. Эта машина грубо говоря представляет собой камеру с очень высоким разрешением.

Образец ДНК - это очень маленькая фигнюшка, размером в несколько милиметров. ДНК имеет структуру нити. Эта нить состоит из хромосом, а хромосомы состоят из нуклеотидов. Нуклеотиды бывают четырех видов, и обозначаются одной из букв GTAC.  Расшифровка ДНК это - запись последовательности этих нуклеотидов. Агрегат с помощью химии подсвечивает каждый из этих нуклеотидов разным цветом и делает снимок.

На выходе мы получаем грубо говоря текствый файл, состоящий из длинной последовательности букв GTAC. А так как геном содержит миллионы этих нуклеотидов, можно представить, какой объем информации содержится в одном образце ДНК.

Короче, расшифровка одного образца занимает несколько гигабайт. Для обработки этих данных и нужен отдел биоинформатиков. В общем, мы занимаемся анализом данных, потому что вручную проверить такой большой объём информации невозможно. Вот такая у меня работа.

Работать нравится. Мне интересно. Узнаю много всякой новой и полезной информации. Приятно почувствовать свою причастность к чему-то общественно полезному для науки и человечества в целом. У нас почти каждый день случаются какие-нибудь конференции, воркшопы, мастер-классы или лекции, на которые можно и даже иногда нужно ходить. Не каждый день, конечно, но пару-тройку раз в месяц вполне.

Я уже побывала на 1 большой конференции - Swedish Bioinformatics Workshop - которая в этом году проходила в Стокгольме. Там было много всяких умных чуваков из Швеции, Дании и Исландии, которые рассказывали про свои проекты. В общем из всего этого я поняла не сильно много, т.к. было много непонятных биологических слов. Но зато получила много хороших впечателений, а главное, завела контакты с людьми.

Еще я поняла, что мне повезло с работой, и это именно та область, в которой я хочу работать. По крайней мере пока.

Про шведскую бюрократию

Система тут такая. Моя вакансия подразумевала постоянный контракт. Но на первые полгода мне дали испытательный срок, т.е. мой первый контракт заканчивался в середине февраля, а потом, если все пойдет хорошо, то мне должны были дать новый контракт, уже постоянный. Однако уже в октябре мне сообщили, что мой испытательный срок окончен, и переделывать контракт мы будем уже сейчас. Приятно, конечно, что меня так полюбили. Впрочем, взаимно.

Короче, в Швеции все завязано на персональный номер. Для того, чтобы его получить, нужен вид на жительство сроком хотя бы на год. С моим полугодовым контрактом мне выдали сначала полугодовой вид на жительства, поэтому в получении персонального номера мне отказали. Без этого номера я не могу быть зарегистрирована в налоговой, а значит не могу вообще ничего - у шведов вся бюрократия идет через налоговую. Ни банковский счет открыть, ни получить медицинскую страховку я не могу.

Зарплату я все же получаю, налоги с меня тоже вычитают. Но без банковского счета здесь очень даже печально. Сейчас я получаю зарплату в виде конверта с чеком. Потом с этим чеком я иду в банк, и получаю пачку наличных. Причем далеко не во всех банках можно проводить операцию по обналичиванию чека без этого самого персонального номера. Пришлось потратить некоторое время, чтобы получить мою первую зарплату. Сейчас хотя бы знаю, куда нужно идти.

Сейчас я уехала, и, когда вернусь, я смогу пройти этот бюрократический ад заново. Кстати, не так уж все плохо с бюрократией. Везде можно записаться через интернет, вся информация тоже есть в интернете. На сайте миграционного офиса даже на английском - не как в Германии. На сайте налоговой, к сожалению, много нужной информации на шведском. Впрочем, мои коллеги выдавали мне целую кучу официальной и не официальной информации, так что проблем не возникало.

В общем, с постоянным контрактом я смогу продлить вид на жительство. По закону максимальный срок - 2 года. Через 2 года я смогу получить еще на 2 года. А еще через 2 года смогу получить безлимитный вид на жительство. К нему же прилагается разрешение на работу. Разрешение будет действительно только в Швеции.

С видом на жительство я смогу получить персональный номер. С персональным номером открыть банковский счет и зарегистрироваться в страховой компании. Медицина в Швеции бесплатная, но за первый прием придется платить 1200 шведских крон (~130 евро) - наверное, чтобы предотвратить всяких там любителей полечить несуществующие болячки. Еще можно получить местную ID-карточку.